Храм Св. Николая в Бари


Сообщение канцелярии


Епископа Амвросия Вевейского

ALSO IN English

Закладка Русского Православного храма Святителя Николая Мирликийского в Бари был совершена в 1911 г. протоиереем Иоанном Восторговым, будущим Новосвященномучеником. В этом городе на самом юге Италии, где покоятся мощи Чудотворца, — это единственная православная церковь, и поэтому ее значение для всего Православия неоценимо.

После катастрофы, в которую Россия была ввержена в 1917 г., заботу о храме взяла на себя Русская Православная Церковь За Границей, и с 1921 г. вплоть до сегодняшнего дня богослужения бесперерывно осуществлялись назначенными ею священниками.
Однако, к 1937 г., из-за стесненных финансовых обстоятельств, весь комплекс зданий не мог больше поддерживаться в порядке прежними владельцами, Тогда, по заключенному с местными властями договору, муниципалитет города Бари стал владельцем всех зданий и помещений, а Русской Церкви были сданы в бессрочное пользование храм с прилегающими постройками. Муниципалитет обязался при этом поддерживать в порядке здания и выплачивать жалование священнику. В примыкающем к храму бывшем доме паломников разместились различные городские службы.

По тому же соглашению городские власти гарантировали свободное проведение православных богослужений “под тем же церковным управлением”. С этого момента вновь назначавшиеся в Бари священники просто и без всяких формальностей регистрировались в муниципалитете.

Русская Православная Церковь За Границей была благодарна властям города за то, что в течение без малого шестидесяти лет они содействовали тому, чтобы русский православный священник мог по-прежнему служить у мощей Святителя Николая. Разноплеменный приход русской церкви в Бари — здесь и русские, и сербы, и греки, и православные итальянцы — сам по себе небольшой, никогда не ограничивался только проживавшими в городе. Всегда существовали те, кого с любовью называли: “дальние прихожане” — люди, со всех концов Зарубежья и из России просившие в письмах помолиться за них и их близких у мощей Святителя. Не прекращались и поездки паломников.
До 1996 г., когда в верхнем храме начался ремонт, богослужения попеременно проводились в верхнем и нижнем храмах. Богослужения в нижнем храме до настоящего времени не прекращаются: о. Николай Тодорович, ставший настоятелем с августа 1999 г., ежедневно служит вечерню и обедницу.

В 1990-е годы, с изменением политической обстановки, в Бари вновь стали появляться многочисленные паломники из России. Годы разъединения и открытая пропаганда, ведущаяся в России против Зарубежной Церкви, сделали свое: известны случаи, когда паломникам рекомендовали идти молиться хоть к католикам, лишь бы не к “зарубежникам”. К городским властям в это же время зачастили высокопоставленные гости из Москвы.

В 1996 г. мэрия Бари, как владелец участка, где расположена церковь, предложила Зарубежной Церкви сформировать комиссию для обсуждения создавшегося положения и для разработки новых правил пользования храмом в связи с наплывом паломников из России. Епископ Амвросий Вевейский, управляющий приходами Зарубежной Церкви в Италии, согласился с предложением обсудить вопрос. Однако, в мае 1998 г., не проведя ни одного заседания комиссии, мэрия подписала с руководством Московской Патриархии в одностороннем порядке сначала протокол о намерениях, а затем, в ноябре того же года — соглашение. По этим документам, Патриархии передавался храм и некоторые помещения в бывшем доме паломников. При этом однако указывалось на какие-то неопределенные “ права нынешних пользователей ”.
Со стороны Патриархии в Бари был тут же назначен настоятель, о. Владимир Кучумов, однако прибыл он в город значительно позже, а службы начались лишь в декабре 1999 г., в верхнем храме, где к тому времени закончился ремонт.

Для Русской Зарубежной Церкви такое положение было неприемлемо: в одностороннем порядке нарушался договор 1937 г., пребывание прихода Зарубежной церкви лишалось какой бы то ни было юридической основы, а территория, отведенная для прихода, проведения служб и проживания настоятеля и его семьи сильно сокращалась. В течение 1998 г. епископ Амвросий неоднократно направлял мэру города письма с просьбой прояснить ситуацию и, по просьбе властей, сам предложил план ее урегулирования. Однако все письма и предложения оставались без ответа. Безусловно, Церковь в принципе не должна доказывать свое екклезиологическое существование перед мирским судом. Тем не менее, такое откровенное пренебрежение договором 1937 г. вынудило епископа Амвросия прибегнуть к защите интересов прихода через суд. В январе 1999 г. на мэрию Бари в местный гражданский суд был подан официальный иск.

В октябре 1999 г. суд вынес по этому иску предварительное определение, которым муниципалитету запрещалось каким-либо образом менять юридическую принадлежность помещений до окончательного судебного постановления. Основываясь на этом решении, епископ Амвросий потребовал от властей выполнения соглашения 1937 г. в полном объеме. Мэрия же этому решению фактически не подчинилась. В связи с этим епископ Амвросий, во время посещения прихода 18—21 декабря 1999 г., на праздник Св. Николая, руководствуясь октябрьским судебным постановлением, принял решение закрепить за приходом два прилегающих к храму подсобных помещения, которые ранее всегда принадлежали приходу. Там могла бы разместиться семья священника, так как впервые за много лет в Бари стал служить семейный священник, и прежде в этом не было необходимости. 23 декабря, тотчас же после отъезда Владыки, полиция, вызванная московским священником, ворвалась в церковную ограду. На глазах 12-летней дочери о. Николая священнику выкрутили руки и силой отобрали ключи. У полиции при этом хватило цинизма использовать девочку как переводчика при насильственном допросе отца. Епископ Амвросий смог снова приехать в Бари лишь 27 декабря и подал в суд — на этот раз по уголовному делу — на мэра и начальника полиции города. Однако, после отъезда Владыки полиция вновь ворвалась в помещения, о. Николай был силой выставлен из церковной территории и был вынужден уехать из Италии в Югославию — через двое суток ему все-таки разрешили вернуться.

То, что произошло и поисходит — это вопиющий факт злоупотребления властью, неподчинения судебным решениям со стороны муниципальных властей, призванных гарантировать порядок и законность в городе. Муниципалитет и московский священник, чиня зарубежному приходу в Бари всяческие препятствия — последний пример: о. Николаю был закрыт доступ на колокольню, — балансируют на грани нарушения гарантированной итальянской конституцией, как, впрочем, и конституцией любой другой демократической страны, свободы исповедания культов.

В ближайшие недели ожидается решение суда, но уже сейчас ясно, что противостояние, имеющее место в Бари — не просто “спор о собственности”, оно имеет более глубокий смысл. Храм Св. Николая в Бари чудесным образом связан с именами многих Новомучеников и Исповедников Российских. Вдохновителем строительства и первым жертвователем был Царь-Мученик Николай II, председательницей Строительного комитета — Преподобномученица Великая княгиня Елизавета Феодоровна, первым правящим архиереем — Митрополит Вениамин Петроградский. Больше шестидесяти лет при храме прожила монахиня мать Николая, которой еще до начала строительства храма было повелено ехать жить в Бари Святыми Оптинскими старцами. И противостояние в Бари — это противостояние, с одной стороны, тех, кто, в течение трех четвертей века, свидетельствовал о Православии перед лицом самых страшных преследований, какие только знала история Церкви, и, с другой стороны, наследников тех, кто эти преследования осуществлял или одобрял.

Канцелярия епископа Амвросия Вевейского:
18, rue de Beaumont
CH 1206 Gen?ve
T?l. & Fax : 41 22 / 346 47 09
Email: grezine@hotmail.com
Женева, 25 января /7 февраля 2000 г. Г. — Свят. Григория Богослова




We confidently recommend our web service provider, Orthodox Internet Services: excellent personal customer service, a fast and reliable server, excellent spam filtering, and an easy to use comprehensive control panel.

St Nicholas Russian Orthodox Church, McKinney, Texas